Марина Клещёва дала большое интервью «Собеседнику».
В начале июня исполнится год со дня страшной аварии в центре Москвы по вине Михаила Ефремова. Пока артист отбывает наказание в исправительной колонии №4 в Белгородской области, многие гадают, как заключение отразится на его дальнейшей жизни. Некоторые считают, что тюрьма даже пойдёт артисту на пользу, так как поможет справиться с алкогольной зависимостью. Но бывает ли так, что жизнь в местах не столь отдалённых действительно идёт на пользу оступившемуся человеку? Sobesednik.ru выяснил это у актрисы Марины Клещевой, известной по фильмам «Ученик», «Текст» и многим другим. Артистка провела за решёткой 11 лет.
Марине Клещёвой 55 лет, она не имеет актерского образования, но это не помешало ей стать настоящей звездой московского Театра.doc. Также она играет в Театре на Таганке в спектакле Юлии Ауг «Эльза». Несмотря на то, что в кино Клещёва начала сниматься только в 2015-м году, на её счету уже более 15 работ, пусть и не главных, но значимых.
Зрители любят Марину за искренность и правдивость, режиссёр Кирилл Серебренников называет её русским бриллиантом. А ведь когда-то Клещёва о людском признании и мечтать не могла. В детстве добрых слов она не слышала даже от матери. – Я жила с тем, что я никчёмная, ни на что не годная, некрасивая, – говорит Клещёва. – Сестра у меня была умница и красавица. А я как-то зазря родилась. Я долго копалась, одеваясь в детском саду, потом стала прогуливать школу, музыкалку и в результате рано закурила. Зато меня всегда уважали за порядочность, умение постоять за себя и кого-то слабого рядом… Впервые Марина оказалась за решёткой в 24 года – подруга позвала её выбивать долг. Во время разговора с должницей Клещёва применила к ней физическую силу. Также «кредиторы» вынесли из дома женщины некоторое имущество. В итоге будущую актрису посадили на четыре с половиной года за грабёж.
– После освобождения я пыталась изменить свою жизнь, четыре года боролась за #правонаБыть. Кстати, это один из моих хештегов сегодня, – делится Марина. – Но не справилась с препятствиями, выложенными людьми, обществом. И когда загремела в тюрьму повторно, уже думала, что там и умру. Второй раз Марина оказалась за решеткой по статье «Разбой». Ее приговорили к 12 годам, но удалось освободиться раньше.
– Ваш второй срок был очень длительным. Вы его считаете справедливым?
– Наверное, на срок я себе заработала. Но 12 лет из-за слов потерпевших (один из них, кстати, сбежал сразу после заявления), левого свидетеля и кучи пустобрёхов и карьеристов… Это перебор! Вся тюрьма долго не верила и думала, что я прикалываюсь. Но судьба даже с судьей сыграла злую шутку. Он был уволен и пришёл работать юристом в правозащитную организацию, в которую я много лет обращалась за помощью. Глава этой организации Ирина Семеновна Котова однажды вошла в офис с очередным письмом от меня. Бывший судья сидел за столом. – Она у него с улыбкой спросила: «Ну что, будешь писать апелляцию на собственный приговор?» Он был не страус, поэтому просто молча уперся лицом в стол.
– Она у него с улыбкой спросила: «Ну что, будешь писать апелляцию на собственный приговор?» Он был не страус, поэтому просто молча упёрся лицом в стол.
– Как в вашей жизни появился театр?
– Благодаря колонии! Наш психолог создала психотерапевтический театр «Если бы» и приглашала в него именно таких, как я, – своенравных нарушителей порядка и дисциплины. Изначально повелось, что на все главные роли брали именно меня. Так я сыграла короля Лира, Мнимого больного, Федота стрельца, немножко Берендея. До этого об актерской профессии не мечтала, хотя всю жизнь рисовала, стихи писала, тексты для песен и музыку. Но это все для себя и близких. Именно новое увлечение и помогло Марине обрести в жизни новый смысл. – В театр я погрузилась с руками, ногами и прочими частями тела, – уверяет актриса. – Если в мужской колонии секция «Досуг» приравнивается к чему-то замусоренному, то в женской это самая гуманная секция. Там ты пересекаешься с людьми в погонах только на творческой основе. Будучи злостным нарушителем, я пела, плясала, играла спектакли… И сама не заметила, как исчезли мои многочисленные нарушения. Я из лидера отрицательной направленности перешла в лидеры положительной направленности.
– Человека в 40 лет не изменишь. Но перенаправить его таланты и способности с помощью поддержки и правильного подхода можно. Так случилось со мной.
Правозащитнице не удалось спасти меня. А вот театру – да! Я вышла условно-досрочно. Да ещё и под конец срока оказалась лауреатом конкурса среди осужденных «Калина красная». На конкурс я уже ехала свободным человеком! После освобождения последовали 12 тяжёлых лет, на протяжении которых Клещёва пыталась выжить, хватаясь за любую работу.
– Я работала в ларьке за копейки с графиком три дня через один, когда раздался звонок от режиссёра Театра.doc Варвары Фаер, – вспоминает Марина. – Она сказала, что руководитель и сооснователь театра Елена Гремина хочет, чтобы я сыграла моноспектакль о своей жизни. Стоит отметить, что с Театром.doc мне удалось познакомиться в колонии. Они приезжали к нам в качестве волонтёров, проводили мастер-классы по сценическому мастерству, брали интервью для спектакля «Преступление страсти». Одна из заключённых тогда написала пьесу «Мой голубой друг». Её поставили в МХТ имени Чехова с разрешения Олега Табакова, а саму заключённую вывозили в Москву как драматурга. Так что актрисой я стала благодаря Елене Греминой, психологу и Театру.doc Несмотря на известность, в материальном плане Марине Клещевой приходится выживать и до сих пор. Зарплата в театре небольшая, а съёмки в кино далеко не регулярны. Живёт актриса в недостроенном доме в Серпухове, где на данный момент даже нет воды.
– Марина, я слышала, что из-за безденежья несколько лет назад вы думали о смене профессии. Как сейчас обстоят дела?
– Я бы всегда думала о смене профессии, если бы в нашей стране можно было бы найти достойную работу после сорока лет, да ещё и человеку с судимостью, которой уже больше 15 лет. Если актёр не слишком востребован и не привязан к театру, где есть зарплата, ему вечно приходится что-то искать самому. И это самое сложное в профессии.
– Я отношусь к категории «неформат». Мне однажды сказал мой прекрасный друг и режиссер Арсений Гончуков: «Маринка, на тебя надо отдельно роль прописывать. Ты – артхаус!» Я играю один спектакль в Театре на Таганке как приглашённая актриса.
А Театр.doc не является ни коммерческим, ни государственным. Да и здесь у меня осталось два спектакля. Небольшие деньги мы получаем только с продажи билетов. В карантин театры и «актеры-туристы» пострадали больше всего. При заполняемости зала на 50-60 мест мы сейчас можем пригласить на спектакль всего 25-30 человек. Из этих денег нужно заплатить за аренду помещения, технику, уборщицу и прочие нужды площадки. Вот так я и живу. Пока вы меня сегодня ждали, я решилась написать пост в соцсети, в котором прошу друзей сделать для меня сбор средств на бурение скважины для воды. Слава Богу, друзей у меня много, и у нас с ними огромная любовь друг к другу. Так что, надеюсь, скоро буду нормально мыться, а не бегать по соседям с баклажками для воды.
– Марина, сейчас в местах не столь отдалённых находится ваш коллега Михаил Ефремов. Ему присудили 7,5 лет за пьяную аварию, в которой погиб курьер Сергей Захаров. Как вы считаете, этот срок справедливый?
– Михаила Ефремова я не знаю лично. Мои друзья-актёры с ним дружили, общались. А я его видела всего один раз в «Гоголь-центре» на премьере фильма «Ученик». Срок, конечно, ему дали очень большой. Михаил столько сделал для отечественного кинематографа и театра, что к нему обязаны были применить все смягчающие обстоятельства.
У нас же даже грабителю и убийце учитывают болезни, характеристики с работы и семейное положение как смягчающие обстоятельства. Аварийщикам обычно не дают такой большой срок. Я считаю, что на Мише просто отработали «показуху». Но есть ли в этом смысл? Думаю, нет. Пьяные люди как садились за руль, так и садятся.
– Многие считают, что за время пребывания в колонии Ефремов сможет побороть алкогольную зависимость. Вы с этим согласны?
– Он может бросить пить и через четыре года своего пребывания в учреждении нашей карательной системы. Не обязательно ему находиться там столько времени, сколько ему присудили.
Нина Новах
Источник - «Собеседник»