На Острове Дракино рубились на мечах, варили чечевицу и задабривали русалок
Возвращаясь с фестиваля исторической реконструкции «Русь изначальная», ловишь себя на ощущении, что современный мир выглядит скучновато. Мало красок, эмоций, все слишком утилитарно и предсказуемо. То ли дело там, на берегу Дракинского карьера. Белые шатры, люди в доспехах, махина амфитеатра, звуки волынок, молнии, лязг мечей, знаки и смыслы в каждой загогулине на щите...
Если такие настроения накрывают через три часа пребывания в воссозданной исторической реальности, то стоит ли удивляться, что сами реконструкторы, посвящающие любимому делу существенную часть своей жизни, относятся к нему со всей серьезностью и даже благоговением. Этой весной фестиваль вернулся на Остров после годового перерыва. Весть о том, что в Подмосковье есть площадка с красивым пейзажем, озером и - главное - деревянными постройками в духе русского средневековья - быстро распространилась в среде реконструкторов, так что на этот раз их приехала целая рать - более 200 человек. Так как программа фестиваля еле уложилась в два дня, участники разбили на пологом берегу живописный лагерь. Никаких современных палаток, шашлыков, гитар и прочих милых обывателю, но чуждых истинному реконструктору элементов туристического отдыха. Ничто не должно разрушать иллюзию, что все мы перенеслись на пять-шесть столетий назад. Посему на фестивали клубы возят с собой единообразные светлые шатры, которые в массе создают действительно восхитительное впечатление, особенно на фоне грозового неба. Тут и там горят костры, аккуратно обложенные камнями. Над одним уже булькает в котелке какое-то аппетитное блюдо, а четыре девицы-красавицы энергично чистят морковку за столом. Спрашиваем, чьих кровей будут. Три хозяюшки тут же переводят стрелки на четвертую, Лизу.
- Мы из клуба военно-патриотической реконструкции «Небесный вепрь», - объясняет она, не переставая кашеварить. - Мы представляем народности балтов и финно-угров. Это не совсем характерно для России, поскольку у нас более популярны славянские и скандинавские народности. Отчасти это можно объяснить тем, что костюмы финно-угров и балтов подразумевают большое количество деталей из металла, а это недешево.
- То есть, вы вип-реконструкторы?
- Ну, это слишком громко звучит, но костюмы действительно дорогие, - улыбается Лиза.
Разговорились. Выяснилось, что непосредственно к истории никто из девчонок прямого отношения не имеет. Одна - учитель, другая - менеджер, третья - организатор мероприятий. В клуб пришли в разное время - кто за компанию со знакомыми, кто - побывав на подобном фестивале в качестве зрителя. Вопрос о женихах заставляет «финок» чуть покраснеть. Да, парни тут имеются - как, впрочем, и в любом коллективе. Ну хорошо, согласны, здесь - не офис, романтики больше, поездки, сражения, обряды...
- Да, обряды обязательно проводим - на удачу, на урожай. Сегодня вечером будем русалок задабривать, приходите! - улыбается Лиза. - Заодно и суп наш из чечевицы попробуете. Рецепт исторический, точный. Варим куриный бульон, режем много моркови и чеснока, заранее замачиваем чечевицу. Потом все соединяем к котелке и томим. Получается наваристый, сытный суп. Как раз мужчины с войны вернуться - мы их накормим.
Между тем небо над Островом начинают полосовать молнии. Не хочется в такую погоду уходить от теплого костра и женских разговоров, но надо - намечается война. Страшное слово здесь произносят с долей иронии. Столько войн выпала на долю наших далеких предков, что каждый реконструктор-мужчина в первую очередь отождествляет себя с витязем, а потом уж - с ремесленником или землепашцем. Народ из лагеря начинает стекаться к площади напротив амфитеатра. Издалека с порывами ветра доносится волнующая музыка. Это загадочный питерский фолк-ансамбль «Трикветрум» извлекает звуки из волынки и бубнов. Войны, вооруженные пиками, топорами, пращами, прикрытые щитами, делятся на две «команды».
- Топор тупой, можете сами проверить! - отвечая на наш вопрос, протягивает оружие один из воинов. - Но если по голове таким дать сильно, мало не покажется.
- А теперь нам необходимо подбодрить товарищей боевым кличем! - во все горло орет «массовик-затейник», функция которого на поле боя - следить, чтобы все соблюдали правила безопасности и кодекс чести. Последний заключается в том, что «убитый» воин должен тихо сесть или лечь, а не делать вид, будто «ранения» не было. В этот момент над амфитеатром прогремел гром, блеснула молния, брызнул дождь и армии завопили: «Борщ!», «Сметана!».
После таких боевых кличей воспринимать происходящее в героическом ключе не было никаких сил, не помогала даже потусторонняя волынка и зычный барабан. Впрочем, бородатые ратники и сами, кажется, от души потешались друг над другом, картинно потрясая мечами и копьями и делая страшные лица. Отработав бой «стенка на стенку», перешли к более сложным построениям с неким подобием засадных полков. После окончания массовых боев тех, кто не окончательно выдохся, ждали индивидуальные состязания на разных видах оружия.
Насмотревшись на подвиги армий «Борща» и «Сметаны», мы двинулись дальше - посмотреть, что за «двужуха» началась на том конце площади. И чуть не получили каленой стрелой в мягкое место, легкомысленно перемахнув через ограждение. Ба, да тут все лица - знакомые, хоть и в средневековых нарядах. Воспитанники секции стрельбы из лука ДС «Надежда» под руководством тренера Владимира Раскатова уверенно дырявят мишени с 20 метров. Мы уже наблюдали за соревнованиями этих лучников в помещении, но на свежем воздухе, да в историческом антураже это производит куда более сильное впечатление.
- Мне наряд только помогает стрелять, - призналась приятная женщина Юлия. - Появляется элемент игры, который придает сил. Кем я себя представляю, когда выпускаю стрелы? Хм, женой вооон того лучника. На самом деле, это и правда мой муж, у нас это увлечение семейное.
Что еще удалось посмотреть на фестивале? Заглянули на познавательный мастер-класс по средневековым настольным играм от их знатока Александра Ситкова. Нашли настоящее капище с подаяниями Велесу и его слугам. Никаких ритуальных жертв не потребовалось, нынче Велес охотно берет деньгами. Заглянули и на ярмарку народных промыслов с чудесными кожаными, меховыми, костяными изделиями, глиняной посудой и литыми украшениями. Каждый кулон, каждая печатка тут - как древний ребус. Культуры запада и востока, переплетаясь в тонких завитках, обещают счастье и защиту, здоровье и долголетие...
- Я 23 года занимаюсь литьем и не перестаю удивляться! - призналась разговорчивая мастерица. А затем, видя ответный интерес, провела для собравшихся целую лекцию по средневековой геральдике, китайским иероглифам и русской вышивке. Оказалось, все связано невидимыми нитями в один человеческий опыт, в общее стремление к добру. Дождь снова закапал, и, поеживаясь от крупных капель, мы заметили вдруг, что мастерица стоит на земле босая.
- Мне не холодно, земля - теплая, - с хитрой улыбкой сказала она.