Святки считались самым подходящим временем, чтобы узнать будущее.
Период между Рождеством и Крещением — Святки — считался у наших предков самым подходящим временем для гаданий. При помощи нехитрых действий можно было узнать, каков будет урожай в новом году, кто выйдет замуж и кому сколько жить.
Лучшими местами для гаданий полагались места обитания всевозможной нечисти: водяных, леших, чертей — в лесу, на реке, на перекрестке или у колодца. Дома для этих целей могли использовать печь, хлев и баню, в которых по поверью обитали домашние духи.
Из всего периода Святок (с 6 по 19 января) самым надежным временем для гаданий считался сочельник, ночь накануне Нового года (по новому стилю — с 13 на 14 января) и канун Крещения. Гадали обычно на урожай, судьбу родственников и замужество.
Узнать, урожайный ли будет год, можно было, например, таким способом: в первый день нового года (сейчас это Старый Новый год) после утренней службы выйти на перекресток, начертить на снегу крест и припасть ухом. Если слышно груженую телегу — урожай будет хорошим, пустую — урожай не удастся.
Еще накануне нового года связывали пучки разных злаков и клали на ночь на улицу. Утром смотрели: какой сноп покрылся инеем, такой злак даст хороший урожай.
Есть и несколько примет, связанных со Святками. Например, если днем на Крещение ясное небо — значит, год будет урожайным. Также хорошей приметой считалась морозная новогодняя ночь. А вот теплый и бесснежный Новый год был дурным знаком.
О благополучии членов семьи гадали по ложкам. Один из способов был таков: в емкость с традиционной кашей на меду и изюме клали ложки углублением вверх. Сверху накрывали миску хлебом. На следующий день проверяли: если чья-то ложка перевернулась, это означало, что этот член семьи скоро умрет.
Также ложки с водой выставляли на мороз. Если она замерзала ямкой, это также сулило скорую смерть. А если бугорком или с пузырями — напротив, обещало долголетие.
Свою судьбу можно было «подслушать» на токе (место, где молотили хлеб). Надо было лечь на землю и прислушаться. Если слышался стук, это означало скорую смерть, звон предзнаменовал свадьбу, а звук молотьбы — богатство.
Подслушивать можно было и под окнами соседей. Самым хорошим знаком было услышать молитву. Если в доме плакали, это сулило болезнь, а если ругались — беспокойный год.
Девушки на Святки гадали на суженого. Способы не раз описывались классиками. В балладе Жуковского «Светлана» перечислены множество гаданий на женихов:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Гадание с башмачком или валенком выглядело так: девушки снимали с ноги обувь и бросали на дорогу. Куда указывал нос ботинка — оттуда и будет жених.
Курица и зерно также могли подсказать, кто скорее всего выйдет замуж или женится. На вечерних посиделках перед каждым гостем насыпали зерно в миску и запускали петуха. У кого он скорее склюет корм — тому и первому свадьбу играть.
И у Жуковского, и у Пушкина в «Евгении Онегине» описано гадание на суженого с зеркалом. Девушки зажигали свечу и вглядывались в отражение, пытаясь разглядеть черты будущего мужа. Иногда использовалось два зеркала, которые ставились друг напротив друга.
Погадать на мужа можно было и при помощи поленницы. Девушки в темноте по очереди брали из нее поленья. Если попадалось гладкое — супруг достанется бедный, сучковатое — богатый. Длинное полено сулило высокого мужа, а тонкое — худого.
И, конечно, жениха можно было увидеть во сне. С вечера девицы плели из прутьев мостик и клали под подушку. Перед сном надо было загадать: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через мост». Дальше оставалось только увидеть будущего мужа во сне. В этих же целях под подушку клали зеркальце.