Истории полуторавековой давности стали актуальны в наши дни.
За свою многовековую историю Серпухов оброс массой самых разных историй, превратившихся в дальнейшем в городские легенды, которые, в свою очередь, стали частью исторических хроник.
В Подмосковье зафиксировано уже довольно много случаев коронавируса, есть погибшие, а в мире бушует пандемия. Тех мер, которые принимаются для профилактики заболевания, не видело, пожалуй, ни одно поколение ныне здравствующих серпуховичей. Самоизоляция, соблюдение дистанции в очередях, дезинфекция всего и вся, затихшие улицы, пустые автобусы-призраки...
Серпухов уже много раз переживал эпидемии, но самые известные, о которых мы знаем, случались в позапрошлом веке и были вызваны холерой.
Первая в истории России вспышка этого самого смертоносного в XIX веке инфекционного заболевания случилась в 1830-1831 годах. Эпидемия в нашей стране была составной частью второй пандемии холеры, которая началась в долине Ганга в 1829 году и сопровождалась знаменитым «Холерным бунтом», вызванным действиями властей (запретом передвижений, карантинами, вооруженными кордонами) и паникой.
Невежественные люди принимали отряды, занимавшиеся дезинфекцией колодцев хлорной известью, за отравителей и врывались в поисках врагов в казенные больницы. Вот как пишет об этом Большая советская энциклопедия: «...возбужденные толпы громили полицейские управления и казенные больницы, убивали чиновников, офицеров, дворян-помещиков».
В те дни на карантине в Болдино находился Александр Пушкин, который за это время сочинил «Повести Белкина» и «Маленькие трагедии», а также завершил роман «Евгений Онегин».
По официальным данным, из 466 457 заболевших в России холерой тогда умерло 197 069 человек.
Отсутствие хорошей диагностики в те времена позволяло в каждой внезапной смерти подозревать холеру. Слухи о возвращении «индийской болезни» будоражили русское общество на протяжении еще очень многих лет.
В 1871 году история с этой болезнью в России повторилась. Жителей Серпухова начала косить эпидемия. Помимо медицины жители обратились за помощью и к Небесам. В город было решено принести чудотворную Борскую икону Божией Матери. Как говорит одна из местных легенд, в толпе, встречавшей образ, был немой мальчишка, не владевший ногами. Увидев икону, он произнес: «Вот взыскание погибших», после чего встал на ноги. А после соборной молитвы перед иконой холера покинула город.
В 1892 году в городе появилась азиатская холера. Пять тысяч рабочих фабрики Коншина постановили вновь принести образ «Взыскание погибших» для совершения молений. И, как пишут православные источники, «Охраняемые чудодейственной силой иконы, жители Серпухова вновь избавились от смертоносной болезни».
С того времени икону «Взыскание погибших» стали ежегодно проносить через город с торжественным Крестным ходом. А образ Богородицы стал в Серпухове одним из самых почитаемых, наравне с «Неупиваемой чашей».
В 1989 году в честь иконы Божией Матери Взыскание погибших освящен Престол в приделе Ильинского храма.
В советские времена икона была отдана на хранение в Серпуховский историко-художественный музей. Но 12 июня 1996 года ее впервые за последние десятилетия временно передали верующим для молитвы. В городе состоялся Крестный ход от Высоцкого монастыря в Ильинский храм. На главной площади при стечении народа был прочитан Акафист Богоматери.
А уже спустя год, 18 мая 1997 года, икона «Взыскание погибших» из музея была передана Высоцкому монастырю, где и находится по сей день.
В 2002 году в Серпухове была восстановлена традиция: с 23 июля по 23 августа совершать Крестные ходы с иконой «Взыскание погибших», дважды спасшей Серпухов от холеры, во все монастыри и храмы города. Местночтимый список иконы Пресвятой Богородицы, с которым проводятся Крестные ходы, находится в кафедральном соборе Николы Белого.