В мире гуаши и акварели побывал наш корреспондент.
Места, где обитает искусство и творчество, обладают своей неповторимой энергетикой, там царит особая, таинственная атмосфера. Именно такой аурой встречает каждого гостя пущинская детская художественная школа им. О. Н. Ряшенцева. Вот уже 36 лет учреждение пестует художественные таланты маленьких жителей наукограда и делает это очень успешно. В прошедшем году 214 работ воспитанников проявили себя в областных, всероссийских и международных конкурсах, и 65 юных художников стали лауреатами. А в городских и региональных выставках участие принимает практически каждый ученик пушинской ДХШ.
Частичка мастера
В колоритное царство света и тени отправился корреспондент нашей газеты. Его путеводителями в этом мире гуаши и акварели стали почетный работник общего образования, член Союза фотохудожников России и, по совместительству, директор ДХШ Константин Чемерис, а также его заместитель по учебной части – педагог высшей категории Валерия Барашкина.
– Здесь детей учат развивать фантазию, воображение, видеть мир собственными глазами, уметь концентрироваться на достижении цели и доводить дело до конца, структурировать свой день, свою жизнь. Да просто осмысленно, интересно и насыщенно организовывать свое время, – начала Валерия Анатольевна. – На сегодняшний день в этих стенах обучаются около 200 ребят в возрасте от 6 до 18 лет. Школа реализует три образовательные программы. Две из них – «живопись» и «изобразительное искусство» – рассчитаны на детей от 6,5 до 18 лет. Срок обучения – 8 лет. Третья ориентирована на ребят в возрасте от 6,5 до 9,5 лет и постигается за три года.
Между тем мы продолжаем курсировать по коридорам с расписными стенами и учебным кабинетам, где совсем юные художники постигают азы непростого мастерства.
– До этого в помещении располагался детский сад, – объяснил причину архитектурного своеобразия школы директор Константин Чемерис. – До 2001 года мы базировались на первом этаже жилого дома. Роспись на стенах решили оставить, она даже создает особый антураж. А вот свободные пространства стараемся максимально использовать под экспонирование работ учащихся. Выставки регулярно обновляются, вот сейчас готовим работы к Новому году.
Действительно, свободных стен в «художке» нет. Натюрморты, графические работы, декоративные панно и батик украшают даже лестничные пролеты. А для скульптуры предусмотрены специальные витрины.
Особое место занимает выставка фотографий работ Олега Ряшенцева. Имя этого уникального художника школа носит неспроста. Памятник первому директору Пущинского центра биологических наук академику Глебу Михайловичу Франку, установленный у здания Института биофизики клетки, дело рук Олега Ряшенцев. Именно Глеб Франк пригласил талантливого художника, увлекающегося новым способом творения – электросваркой – в формирующийся тогда еще наукоград. Позже Олег Николаевич получил всеобщее признание, а специалисты Третьяковской галереи окрестили его «художником мирового класса». Сейчас работы Ряшенцева можно встретить на крупнейших выставочных площадках страны или насладиться сценами из мифологических сюжетов древней Греции, выполненными мастером станковой сварной скульптуры, в фойе Института биофизики клетки. Несмотря на такой дефицит, в художественной школе бережно хранится подсвечник, выполненный Олегом Николаевичем, выставленный в зале вместе с фотографиями других его работ.
– Мы, конечно, хотели получить и скульптуры животных. Олегом Николаевичем владело постоянное стремление узнавать о живых формах новое, попадать в ускользающую точность выразительного движения. Звери и птицы были тут неиссякаемым источником. Но, сами понимаете, крупным галереям мы уступаем, – констатировал Константин Николаевич.
После кончины Олега Николаевича в августе 2005 года руководство школы выступило на совете городских депутатов с просьбой присвоить учреждению его имя. Спустя некоторое время, это и было сделано.
Здесь рисуют, а не рисуются
А мы уже подошли к кабинету, где несколько четвероклассниц трудились над натюрмортом. Удивительная тяга к прекрасному, с учетом того, что до начала урока еще целых пятнадцать минут. Справедливо отметить, учащиеся этой школы не бегают по коридорам и даже не шумят. Во время экскурсии, заглянув в кабинет на перемене, можно увидеть милую сердцу картину – совсем еще малыши, неуверенно сжимая в руках кисть, бережно наносят мазки будущего шедевра. А уважительным «здравствуйте» вас будет здесь приветствовать каждый.
Логично было спросить о воспитании у замдиректора школы:
– Конечно, важно не только научить ребенка рисовать, но и взрастить в нем хорошего человека. В художественную школу не идут все подряд, здесь особые дети, со своим восприятием мира. Они более тонкие, чувствительные, понимающие. Культура не только художественная, но и общечеловеческая, манера общения и поведения прививается с молодых ногтей. Мы много работаем над этим. Наши педагоги в первую очередь стараются сформировать гармоничную личность, а потом уже художника.
– А как построен сам процесс обучения?
– В зависимости от программы. Обычно обучение продолжается в течение восьми лет, первые три года ребенок занимается изобразительным, прикладным искусством, лепкой и беседами о живописи, всего семь часов в неделю, один из которых – теоретическое занятие. Программа специально выстроена так, чтобы не утомить малыша, не отнимать у него слишком много времени. В начальных классах большое внимание уделяется общему развитию, например, та же самая лепка развивает мелкую моторику рук. Учеными доказано, что это очень полезно для развития мышления и речи. Помимо этого, ловкость пальцев способствует формированию выработке хорошего почерка. Так мы формируем базу для дальнейшего успешного обучения. После – нагрузка больше, 12 часов в неделю. Предметы носят более академический характер – рисунок, живопись, станковая и декоративная композиция, скульптура и история искусств. Теоретический блок – важная часть, для этого у нас в школе есть специальный кабинет с современным оборудованием и разработаны методические пособия для учащихся. В программу обучения входит также пленерная практика. В теплое время года учащиеся посещают живописные уголки нашего края. Это тоже очень важно, камерное рисование сильно отличается от такового на лоне природы. Там совсем другой свет, иные краски. А за вдохновением мы выезжаем на экскурсии в различные музеи, например, Третьяковскую галерею или Пушкинский. Каждое полугодие проводятся смотры работ, по итогам которых выставляются оценки и принимается решение о переводе ребенка в следующий класс. Также мы регулярно выставляемся на городских площадках, давая возможность оценить творения ребят обычным жителям, отметить наиболее старательных и успешных.
– То есть, здесь ставят оценки и спрашивают «домашку»?
– Уроки построены по специальной схеме, после прохождения нового материала обязательно идет этап закрепления и проверки знаний. Наши ученики выполняют специальные задания в рабочих тетрадях и получают за это отметки. Что касается домашнего задания, то оно тоже есть. Чаще всего, это подготовка материала для будущей работы, это может быть информация или объект для рисования. В общем, совсем не сложное, а скорее приятное занятие наравне с хобби. Мы стараемся не нагружать детей, современному школьнику и так достается в общеобразовательной школе, они к нам приходят уже уставшие. Для экономии времени учащихся в стенах ДХШ работает библиотека, где собрана вся необходимая литература по разным направлениям и тематикам. То есть, ребенку не надо будет, сломя голову, бежать в городскую библиотеку или тратить время на поиски интересующей информации в интернете, все можно найти здесь.
– Могут оставить на второй год?
– Иногда и такое бывало, – улыбается Валерия Анатольевна. – Обычно для учеников художественная школа становится вторым домом, где они проводят все свободное время после обычной школы, находят себе друзей. Но необходимо отметить, что иногда родители приводят своих детей, несмотря на отсутствие у них желания, и ребенок через некоторое время «остывает», делает многое из-под палки, просто ленится. Если он совсем не уходит из школы, а такое тоже случается, то его обучение становится проблематичным. Конечно, были случаи кардинально противоположного толка. В начальных классах ученика буквально тянули за уши и даже поднимали вопрос с родителями о прекращении обучения, но в старших классах он «раскрывался» и становился дипломантом или лауреатом престижных конкурсов.
Не боги горшки обжигают
Мы оказались на пороге кабинета, где нет мольбертов и на столах не приготовлены композиции для натюрмортов, и даже картин как таковых нет. Зато все стены уставлены стеллажами, на которых красуются керамические изваяния собак всех мастей, диковинные рыбы и исполинские совы, фигурки солдат, обычных людей, черепа и даже бюст, сильно напоминающий самого влиятельного человека страны. Здесь под руководством почетного работника образования, педагога вышей категории Нины Васильевны Титовой юные пущинские художники познают азы ваяния из глины. Мы застали начинающих творцов прекрасного на этапе создания основы для вазы. Занятие оказалось весьма увлекательным, заготовку создают методом жгутовой лепки, придают ей правильною форму, шлифуют и отправляют в печь. Это, кстати, еще одна «фишка» ДХШ им. Ряшенцева – настоящая муфельная печь, после которой работы учащихся превращаются в полноценное керамическое изделие, которое вполне можно использовать в бытовых целях и, конечно же, декоративных. «Украшательств» в этом кабинете хоть отбавляй: пасхальные расписные яйца, сувенирные тарелки с изображениями достопримечательностей Пущино. А в планах преподавателя – превратить сказочных рыб в настоящие уличные светильники.
Как оказалось, к помощи учеников художественной школы прибегает даже городская администрация. Не редки случаи, когда подарки и памятные сувениры для высокопоставленных гостей могут быть маркированы «made in Детская художественная школа им. О. Н. Ряшенцева».
Мяукающий Директор
Конечно же, результаты обучения зависят от качества преподавания.
Говоря о художественной школе, нужно иметь в виду не только профессиональный уровень педагогического состава, но и основные принципы, которые положены в процесс обучения юных дарований в этом учреждении.
Сегодня в школе внедряются инновационные программы: «Основы изобразительной грамоты, декоративно-прикладное искусство и беседы об искусстве для учащихся с 6 до 10 лет», «Керамика для учащихся с 7 до 10 лет». О работах воспитанников пущинской ДХШ знают не только в родном наукограде, но и восхищаются ими далеко за его пределами.
На благо пущинцев трудятся десять мастеров-педагогов, которых следует назвать поименно: Валерия Барашкина, Екатерина Бондарук, Наталья Гриневич, Кристина Езопова, Оксана Михайловская, Людмила Ремыга, Роман Романихин, Нина Титова, Константин Чемерис, Татьяна Чемерис. Двое из них имеют звание «Почетный работник общего образования», трое – обладатели именных премий губернатора, шесть сотрудников имеют высшую квалификационную категорию, а четверо – первую. Некоторые из педагогов доказали истинную преданность своей альма-матер, вернувшись в нее уже в качестве преподавателей, закончив вузы.
Есть в школе и сотрудник особого статуса со свободным графиком. Да и работает он только за еду. Это четырехлапый любимец всех воспитанников и негласный символ школы – серый кот по кличке Директор. Прозвище усатому дали сами воспитанники за вальяжность и грациозность походки. На кресло руководителя серый не претендует, да и в самом здании появляется редко. Обычно Директора можно найти в пришкольном саду, созерцающим тленность бытия и пытающимся поймать кого-нибудь из пернатых.
Появился кот довольно необычным способом. Простите за тавтологию, историю появления Директора нам рассказал директор ДХШ Константин Чемерис:
– Несколько лет назад сотрудники стали жаловаться на то, что между стенами слышат мяуканье. Сначала не поверил в это, но он повторился, решили слазить и проверить. Действительно, там сидел маленький котенок. Видимо, он пытался пролезть в вентиляцию и попал в западню. Пожалели бедолагу, стали подкармливать, и он прибился. Какое-то время жил без имени, но ученики, наблюдая за ним, отмечали, как гордо и важно он ведет себя на людях. Так к нему и приклеилась кличка Директор. Здесь коту почет, его все любят, уважают.
Мама, я хочу быть художником!
Директор ДХШ им О. Н. Ряшенцева рассказал о том, как правильно воспитать ребенка и на что живут современные рисовальщики
Константин Чемерис родился в Пущино, где в 1986 окончил художественную школу. После службы в армии поступил в Орловский государственный педагогический университет на художественно-графический факультет и закончил учебу в 1996 году, сдав на отлично дипломную работу в технике офорта. Год проработав в первой школе наукограда учителем ИЗО, вернулся в родную «художку» в качестве преподавателя рисунка по приглашению директора Галины Романихиной, которую он вскоре сменил на посту. Параллельно с этим он влюбился в художественную фотографию, в направление пикториализм. С 2000 года Константин Чемерис – член Пущинского фотоклуба, с 2010 – член Союза фотохудожников России. В этом же году в Доме ученых была организована персональная фотовыставка Константина Николаевича.
Первый вопрос – про то, как будущий директор сам оказался за партой в «художке»:
– Сюда меня привели родители. Не могу сказать, что грезил мечтами о художестве, нет, как обычный ребенок, увлекался всем по чуть-чуть. Иногда прогуливал, приходилось делать что-то через силу. Но в старших классах появилась заинтересованность, стал относиться более ответственно и в дальнейшем связал с этим всю свою жизнь.
– Как разглядеть в своем малыше художника?
– На мой взгляд, профессия или призвание в ребенке природой не заложены, они формируются в процессе обучения и воспитания. Надо обращать внимание на то, что больше всего интересует ваше чадо, как правило, дети сами начинают делать то, к чему у них есть «направленность». Мы все знаем, что 99% малышей рисуют. Но это не значит, что они – потенциальные художники, это всего лишь определенный этап в развитии любого человека. Познавая окружающий мир, маленький ребенок еще не может вербализировать свои открытия и изобразить их ему легче. На этом этапе можно отдать ребенка в рисование, но это необязательно должна быть художественная школа, достаточно и кружка, в котором ему помогут реализовать его желания. Если интерес не угаснет, появится стремление в развитии, тогда уже стоит задуматься о предпрофессиональном образовании. Это работает везде: в музыке, спорте и прочем. Дайте малышу поле для выбора, а пристрастия он определит себе сам. В процессе взросления могут появиться новые ориентиры, такое случается. Даже у нас в школе есть процент учеников, оставивших занятия, потому что нашли себя в чем-то еще. Это естественный процесс.
– Но, бегая по кружкам и секциям, в итоге можно толком ничему не научиться.
– На самом деле это неплохая история. Быстро переключаться с одного вида деятельности на другой очень полезно во взрослой жизни. Вернуться на то направление, которым уже занимался в детстве, всегда можно, а вот освоить что-то заново во взрослом возрасте куда сложнее. Я – не сторонник узких рамок, неправильно направлять ребенка только по одной стези, развитие должно быть разносторонним.
– Профессия художника это выгодное вложение сил, времени и средств?
– Не могу говорить за другие сферы деятельности, корме своей. Что касается зарплаты, то все зависит от самого человека. Будет желание – будут деньги. В этой профессии все, как и в любых других, но при этом занимаетесь вы любимым делом. Беседуя о заработке с разными художниками, состоявшимися, именитыми, мы приходим к одному общему выводу – продавать картины – это лишь дополнительный доход. Основной, чаще всего, формируется за счет преподавательской деятельности. Бедный художник – это тот, кто сидит ровно, рисует картины и больше ничего не делает. У меня есть знакомый, он имеет свою студию, продает работы, но основной источник его дохода – преподавание в двух московских вузах и одной подмосковной худшколе.
На мой взгляд, изобразительное искусство – это универсальный драйвер, пусть вы не получили профессионального образования, но даже в «художке» вы приобретете много нужных навыков и качеств, которые будут помогать вам развиваться на любом поприще. Поль Валери писал: «Даже самый привычный для глаза предмет совершенно меняется, когда мы пытаемся нарисовать его: мы замечаем, что не знали его, что никогда его, в сущности, не видели». По сути, изобразительная деятельность – не развлечение, а это форма познания законов окружающего нас мира. Поэтому я считаю, что есть, как минимум, 15 причин систематически учиться изобразительному искусству под руководством профессионального педагога. Это: развитие навыков зрительного восприятия, памяти и воображения, пространственного мышления, концентрации внимания, умения рассуждать и сравнивать. Рисование учит выделять главное и расставлять приоритеты, развивает гибкость и вариативность мышления, учит контролировать и оценивать свои действия, самостоятельно принимать решения, верить в себя и свои силы, и, конечно же, дает базовые навыки работы с художественными инструментами и материалами.