Москва-Варшава

21.01.2018 18:11

В репертуаре Гортеатра появилась легендарная «Варшавская мелодия».

Достать билеты на этот спектакль - задача не из лёгких. Кажется, только недавно на городских информационных стендах и тумбах появились афиши на январь, а в кассе уже сочувственно разводят руками. За вечер «Варшавскую мелодию» могут увидеть лишь 50 счастливчиков - такова задумка режиссёра Екатерины Гвоздевой. Стулья стоят в пять рядов прямо на сцене, благодаря подмосткам возвышаясь амфитеатром. Серпуховским театралам нечасто приходится видеть сцену под таким необычным углом, на ум приходят только стародавние «Машинистки» и «Дядя Ваня». И вот - снова камерный спектакль, хотя на нехватку публики театру давно не приходится жаловаться. Так зачем сознательно отказываться от продаж? Наверное, после просмотра остались зрители, которые так и не смогли ответить на этот вопрос, но большинство оценило этот ход по достоинству. «Варшавская мелодия» - при всём своём бесстрашии, пьеса тихая, интимная, лишённая пафоса. И «короткая дистанция» со зрителем очень ей к лицу.

Как уже говорилось, режиссёром выступила актриса театра Екатерина Гвоздева. Для неё этот опыт стал дебютным, однако теперь понятно, что не последним. Ну а главные роли Гели и Виктора исполнили супруги Анастасия Собина и Дмитрий Глухов.

- Настя и Дима давно просили поставить для них спектакль, Катя предложила им «Варшавскую мелодию» Леонида Зорина. Когда они мне показали первый акт, я сказал: «Срочно, срочно ставим это в план!» - приоткрыл дверь на «театральную кухню» худрук театра Павел Цепенюк. - Я очень рад, что Екатерина Гвоздева проявила себя как режиссёр. Новое видение просто необходимо нашему театру, и я всегда ребят подталкиваю к экспериментам.

К сожалению, сама Гвоздева в этот вечер не смогла присутствовать в театре. После новогодних каникул она разболелась, но героически сыграла сложнейшую роль в «Пиковой даме», после чего совершенно лишилась голоса. Пока врачи не разрешают Екатерине не то что петь - разговаривать. Впрочем, главное уже сделано, теперь её детище живёт отдельно - меняется, развивается, обрастает новыми оттенками. Как вино, которое делал главный герой - Виктор. Пьеса «Варшавская мелодия», впервые сыгранная в Вахтанговском театре в 1966 году и затронувшая острейшую тему несвободы личности, очень популярна в России по сей день. В разных версиях играют такие популярные актёры как Юлия Пересильд, Нонна Гришаева, Максим Исаев, Егор Бероев. Старшее поколение, конечно, помнит экранизацию 1969 года с Михаилом Ульяновым и Юлией Борисовой или ленинградский спектакль с Алисой Фрейнлих.

Так что параллели и сравнения были неизбежны, и актёры, вероятно, хорошо это понимали, потому что в результате создали образы, взявшие по чуть-чуть из многих источников, но не повторяющие ни один. Геля Собиной на первый взгляд - высокомерная и избалованная молодая особа, но под этой бронёй всё чаще и чаще проглядывает детская незащищенность и страх новых потрясений. В кульминационной сцене второго акта Геля срывает маску уверенности и невозмутимости, показываясь такой, какая есть - ранимой, нежной, решительной, страстной.

Анастасии удалось приятно имитировать европейский акцент, в её исполнении он звучал мило и органично, но еще сильнее иноземку в Геле выдавала идеально прямая спина в любых обстоятельствах. В антракте Павел Цепенюк по секрету сообщил, что Настя недавно поступила на актёрское отделение ГИТИСа. Работе в театре учёба помешать не должна: во время сессий актрису будут отпускать на спектакли.

Виктор Дмитрия Глухова, в свою очередь, неповторим. В первых сценах он - комический герой, жадно уплетающий буханку хлеба в ложе консерватории, румяный черноглазый мальчик (что вдвойне удивительно, учитывая, что актёру за 30). Затем он постепенно становится романтическим героем, этаким принцем, прошедшим огонь второй мировой и сохранившим способность летать от любви. В конце пьесы заматеревший Виктор в плаще и классическом костюме, с потухшим взглядом и опущенными плечами, становится фигурой почти трагической - олицетворением человеческой несвободы, как продиктованной обстоятельствами, так и внутренней, рождённой страхами.

Не секрет, что Анастасия и Дима давно женаты, воспитывают двоих детей. Оттого особенно любопытно было наблюдать, какими выразительными средствами они нарисуют эту историю любви. Ведь порой даже очень известные актёры, много лет прожившие в браке, не могут выжать из себя свежие эмоции на сцене или в кадре.

К счастью, Глухов и Собина играют влюблённость 18-летних так, что летят искры. Один только затуманенный взгляд распалённого Виктора заставляет покраснеть зрителей во всех пяти рядах. Волнение - то приятное, то тревожное - на протяжении всего спектакля поддерживает классическая музыка и падающий снег. Сценическое пространство то и дело переливается в пустой зал - там, в ложе, герои и познакомились. Эффектно использованы большой экран и проектор. Благодаря им зрители вместе с героями попадают то в кинотеатр, то в музей изобразительных искусств, то на концерт артистов эстрады. Однако все эти режиссёрские ходы воспринимаешь всего лишь как удачное дополнение к основе - прекрасной, выверенной, по-взрослому интеллигентной актёрской игре.

После спектакля многие зрители признавались, что не смогли сдержать слёз, хотя не склонны к сантиментам. Что ж, растрогаться от хорошего произведения - совсем не грех. Если и вы хотите испытать катарсис - спешите купить билеты на 28 января.

Марина Овсянкина

Другие интересные статьи