У Гвоздевой и Кирюшкина – роман!

26.11.2017 13:40

В Гортеатре показали трогательную пьесу о поздней любви вопреки предрассудкам.

Уже стало традицией, что каждую осень Серпуховский музыкально-драматический театр радует зрителей очень теплой, уютной, ностальгической премьерой. На этот раз осенняя новинка носила подчеркнуто банальное название: «Дачный роман». Локацией действа стала старенькая дача, а главными героями – добропорядочная вдова академика и импозантный рыбак. Расклад, достойный бульварного романа, не правда ли?

Но в изложении талантливых советских драматургов Владимира Константинова и Бориса Рацера эта история приобрела удивительный лиризм и светлую глубину. Режиссурой, как и в большинстве случаев, занимался лично худрук театра Павел Цепенюк – известный ценитель советской драматургии с ее умным юмором и простором для актерских экспериментов. Костюмы и декорации придумала и создала художник-постановщик Анастасия Данилова. Впрочем, ей в этот раз пришлось легче, чем обычно: никаких вторых этажей, огромных люстр и лифтов под сценой. Только простенький дачный домик с верандой, увитой плющом, садовая мебель, бытовка, умывальник – картина, родная для большинства зрителей.

Проигрыватель с пластинкой «Битлов» – пожалуй, одна из немногих деталей, намекающих на исторический характер пьесы. В этих сельских апартаментах обитает главная героиня – женщина, после смерти горячо любимого мужа посвятившая себя детям и воспоминаниям. В ее дачном мире все должно быть по правилам: полив фикуса, привезенного мужем из командировки, с обязательным разговором с растением (строго по часам), его кресло – всегда пустое, одна чашка с чаем (всегда для него). И так десять лет.

Она помнит в подробностях все даты их совместной и его научной жизни, отмечая наиболее значимые из них скорбными семейными ужинами. Она говорит о нем как о боге, не допуская никаких сравнений. Дочь и зять покорно подчиняются мемориальному порядку, беззлобно подтрунивая над мамой за спиной.

Но однажды у ворот их дачи появляется человек, которому суждено изменить существующие правила и повернуть героиню лицом к будущему, а не к прошлому. Пожилой отпускник-рыбак, которому, по стечению обстоятельств, нужен угол, сначала кажется детям героини идеальным компаньоном для беспомощной мамы, страдающей гипертонией. Пока они будут в санатории, положительный мужчина сможет присматривать за женщиной, если нужно – «скорую» вызвать, лекарство принести...

«Скорая» в этот месяц не понадобится, а вот «лекарство» в виде хозяйственных мужских рук, умных разговоров, приключений, совместной рыбалки подействует так скоро, что дети сами возьмутся за голову: что происходит с их мамой и куда это может привести!

Павел Цепенюк частенько говорит, что труппа нашего театра слишком мала для осуществления грандиозных задумок. Это действительно так, зато в ней нет ни одного лишнего человека. Актерский состав подобран удивительно гармонично и способен на очень многое. «Дачный роман» – яркое тому подтверждение. Все актеры оказались настолько на своих местах, будто пьесу писали специально для них. Роскошная Екатерина Гвоздева прекрасна в главной роли хозяйки дачи – как скованной горем, так и очнувшейся, снявшей тугой платок с головы, начавшей улыбаться, шутить. Сергей Кирюшкин, несмотря на свою молодую стать, убедителен в образе увлеченного рыболова, а в обычной жизни – массовика-затейника, вдовца, отца и деда. Единственный момент, вызывающий диссонанс, это когда дочь героини в ответ на опасения матери говорит про него: «Да какой он мужчина»! Нет, Кирюшкин даже в штанах на подтяжках и кирзовых сапогах – мужчина хоть куда.

Безумно обаятельной получилась роль зятя героини, научного работника и исподтишка бунтующего подкаблучника. Во многом это заслуга удивительного в своей органичности актера Родиона Баулина. Кстати, большинство комических реприз, заставлявших зал смеяться, исходило как раз от него, хотя, если вдуматься, ничего особенного Родион не говорил.

Другим источником юмора в спектакле была колоритная соседка-стоматолог, говорливая и вездесущая жена профессора-вулканолога. Чего только стоит данная ею характеристика: «Какой был человек! В 60 лет – ни одной пломбы!» Интеллигентной и утонченной Ольге Синельниковой на удивление удалось перевоплотиться в паникершу и кокетку тетю Серафиму, а ее эффектные наряды каждый раз вызывали восхищенные «ахи» у сидящих в зале женщин.

По-своему сложная роль досталась очаровательной Виктории Дроняевой. Она, вроде бы, и любит свою мать, беспокоится о ней, но перемены в жизни родительницы ее пугают, а перспектива потерять права на дачу заставляет совершать не лучшие поступки. Но кто из нас не таков? Привязанные к определенным ролям, мы все с трудом привыкаем к новшествам, даже счастливым.

– Спектакль – изумительный, – поделилась впечатлениями зрительница из Протвино Екатерина. – Для меня он о том, что нужно чтить память, но нельзя жить одной лишь памятью. И если судьба дает вот такой шанс, сделать еще кого-то счастливым, самой быть счастливой – упускать его неправильно.

Торжество жизни и любви в финале оттеняется красивой нотой. «Я оставлю детям все-все, кроме моего фикуса», – с улыбкой говорит героиня, положив голову на плечо любимого. После чего они вместе за две ручки берут кадку с цветком и выносят с дачи. Она – в знак того, что дорожит своим прошлым, он – в знак того, что бесконечно дорожит ею.

Фото: Борис Мамонтов

Марина Овсянкина