Руководить одним из главных музеев страны назначена 32-летняя Жанна Алейникова сотрудница администрации, не имеющая необходимого опыта работы
Мэр и дамы
Представьте: вы трудитесь в НИИ, получаете гранты, делаете открытия. И вдруг начальника института отправляют на пенсию, а на его место приходит молодая красивая лаборантка, которая у вас даже не работала. Теперь она - надежда науки, лицо вашего коллектива. Абсурд? Кажется, да. Но нечто подобное произошло на минувшей неделе в стенах серпуховского историко-художественного музея. Министр культуры Московской области экстренно отправила заслуженного работника культуры Российской Федерации Людмилу Гафурову на заслуженный отдых, не продлив контракт, а ее место заняла миловидная блондинка, которую большая часть коллектива до сей поры не видела в глаза. Причем, как утверждают источники в администрации города, это назначение продавил в областном министерстве культуры мэр Серпухова Дмитрий Жариков.
«Вот котяра, оказывает протекцию хорошеньким женщинам!», - наверняка подумали некоторые читатели. Действительно, последние городские назначения, произошедшие прямо или косвенно по воле Жарикова, говорят о том, что он за молодые кадры. Но, во-первых, не всегда у мэра в фаворе именно девушки, порой парни, во-вторых, не все они отличаются красотой, а в-третьих, сдается, отнюдь не основной инстинкт заставляет градоначальника совершать такие странные поступки. Очевидно, что, ставя на место Гафуровой - гранд-дамы с колоссальным опытом музейной и руководящей работы - неопытную молодую женщину, он с одной стороны, недвусмысленно ставит эту самую даму на место, а с другой, обеспечивает себе неограниченное влияние в музейной сфере.
Неблагонадежная
Чем же могла интеллигентная «отличница» Гафурова так насолить нашему мэру? Вряд ли многолетней репутации повредил осенний скандальчик, связанный с подметными письмами, которые строчил уволенный заместитель по безопасности, и последовавшие затем проверки. Любой крупный руководитель сталкивался в жизни с подобными неприятностями, но немногие после этого теряли свое место. А может, все гораздо проще и Гафурова стала так неугодна мэру потому, что она - выходец из районного управления культуры - всегда проявляла лояльность к своим бывшим коллегам и главе Серпуховского района Александру Шестуну. Людмилу Викторовну можно было увидеть на районных мероприятиях, праздниках, сотрудники музея охотно участвовали в исторических реконструкциях и костюмированных фестивалях Парка Дракино... А в конце февраля она вместе с коллективом музея стала лауреатом премии «Серпуховское наследие», одним из учредителей которой является предприниматель Феликс Назаров, в последнее время подвергшийся гонениям со стороны администрации. Мало кто из директоров серпуховских учреждений культуры проявлял такую же лояльность к журналистам абсолютно разных изданий, как Людмила Гафурова, мало кто был так же открыт для общения. Человек старой закалки, она, возможно, сама не понимала, что в нынешних серпуховских реалиях покорность и предсказуемость ценятся куда выше опыта, знаний и собственного мнения.
«Слив» Гафуровой был, если так можно выразиться, многоходовым. Сначала в музей на формальную должность замдиректора по общим вопросам «подселили» ставшую неудобной экс-начальницу управления культуры Римму Карпову. Говорят, Дмитрий Вячеславович был не в восторге от Риммы Валерьевны, и ее «ссылка» на тихую музейную работу явилась своеобразным компромиссом между его нежеланием видеть Римму у руля культуры и ее желанием продолжать трудиться в более-менее привычной сфере.
По имени Жанна
Когда 9 января Карпову ввели под музейные своды, многие было подумали, что это жу-жу неспроста и подкованная в кабинетных интригах чиновница рано или поздно «подсидит» действующего директора. Вышло не совсем так. По нашим данным, уже тогда Жанну Алейникову готовили как преемницу Гафуровой.
Жанне чуть больше 30, выросла в Серпухове, окончила школу №16, училась в педколледже на художественно-графическом факультете. Затем окончила МГОУ по специальности «психология» и заочно - Петербургскую академию художеств. Начинала карьеру как дизайнер в рекламном агентстве, затем трудилась спецкором «РТР-Подмосковье Серпухов» и телеканала «360 градусов». В 2014 году стала сотрудницей серпуховского Музейно-выставочного центра, а с 2017 до недавнего времени работала заместителем начальника управления по культуре администрации Серпухова.
Люди, соприкасавшиеся с Жанной Сергеевной по работе, отзываются о ней, как о приятном, вежливом человеке. Именно такое впечатление она и производит. Но достаточно ли этих качеств и диплома, чтобы принять бразды правления таким уважаемым и вместе с тем проблемным учреждением как историко-художественный музей? Ответ очевиден. Даже если принять во внимание возраст Гафуровой и неизбежность ее ухода на пенсию в будущем, сложно предположить, что в самом музее не нашлось бы одного-двух сотрудников, готовых ее заменить. Но поставить начальницей решили, извините, девочку, которая никогда не работала в настоящем музее даже на самой младшей должности и у которой нет опыта руководящей работы. Непродолжительный (из-за декретного отпуска) период в МВЦ - не в счет, потому что сравнивать выставочную площадку с сокровищницей произведений искусств по меньшей мере некорректно. Работа корреспондентом городского СМИ - тоже, как говорится, совсем другая опера: спецкор никем не руководит, не ищет спонсоров, не заботится о сохранности фондов.
В своем первом интервью местной газете Жанна по-юношески восхищается музеем, вспоминает свои школьные впечатления от него и обещает, что не будет рубить с плеча в кадровом отношении. Не правда ли, довольно странное заявление от девочки, которой только предстоит освоиться в этих старинных стенах, многому научиться у людей, которые отдали музейной работе всю жизнь? Создается ощущение, эта нарочито-деловая манера была подсказана Жанне каким-то старшим советчиком. Коллектив, сформированный Гафуровой, замер в тревожном ожидании. Понятно, что ни стаж, ни положение в профессиональной сфере больше не являются защитой от внезапного увольнения. Как вести себя в этих новых условиях? И что ждет музей, который в одночасье стал полем для интриг и политической мести?