Настоятельница Владычного монастыря рассказала о преобразованиях, которые уже произошли и произойдут в ближайшее время в обители.
Недавно, прогуливаясь вдоль женского монастыря к порту, мы заметили, что стена, примыкающая к Краснофлотскому переулку, буквально восстала из руин. Некогда полуразрушенное, поросшее бурьяном и кустарником строение вновь предстало перед серпуховичами во всем блеске. Мы обратились к настоятельнице монастыря игуменье Алексии с вопросом о реконструкции и узнали, что эта перемена - не единственная.
- Нужно сказать, что той стены в последние годы почти не было, - начала игуменья. - Был сохранившийся кусок возле гимназии, а дальше она пребывала в руинированном состоянии - кусты, остатки фундамента. Можно сказать, что от ограды осталось только направление. Многие кирпичные постройки монастыря люди разбирали в 80-е годы для своих бытовых нужд. Например, некоторые гаражи в сторону порта построены из нашего кирпича. Сама стена была построена в 60-е годы 19-го века, когда кусок территории присоединили к монастырю. Тогда же присоединили здание, где у нас теперь гимназия, а исторически там была гостиница.
- Рисунок стены восстанавливали по старым фото, чертежам?
- За основу брали оставшийся кусок возле гимназии, там было видно, где колонны, где валики. Работали профессионалы - мастера, которые обучались на реставраторов, каменотесов. Первоначально было много тяжелых работ, кое-где даже фундамент пришлось с нуля восстанавливать, убирать кусты. Работа велась долго, года три. Но необходимость назрела — не дело, что рядом с гимназией были руины.
- А почему возникла необходимость сменить надгробие на могиле Преподобного Варлаама Серпуховского?
- Прошлое надгробие было временным. Изначально там была писаная икона и обрамление, а дальше, на период изготовления классической гробницы, шла ткань. Теперь мы установили надгробие из металла в басменной технике. Тонкий слой металла продавливают прессом, а потом, чтобы подчеркнуть узор, чернят. Сейчас много мастерских, специализирующихся на басме. Проект делал наш серпухович, Сергей Олейников. Никаких праздников по случаю установки надгробия у нас не было и пока не предвидится. Икона уже требовала реставрации, потому что верхний слой был сделан из мягкого пластика, он слегка продавил изображение, мы ее отдавали на реставрацию.
- Это старая икона?
- Икона эта современная, потому что старых икон Варлаама сохранилось очень мало. Есть гравюры и маленькое изображение, черненое на фольге, которое относится к 19 веку.
- Какие еще перемены произойдут в монастыре в ближайшее время?
- Мы ждем, когда наш архитектор закончит проект реставрации Георгиевского храма, и мы сможем восстановить крыльцо с западной стороны. Это даст возможность открыть доступ на второй этаж. А сейчас ведется роспись Никольского предела Георгиевского храма. Там, в самом храме, внутри стен есть лестницы. Одну мы открыть не сможем, она ведет в алтарь, а вторая, я надеюсь, станет доступна для прихожан.