Выставки в Серпухове
Серпухов в период Московского государства 2-й пол. XV-XVII вв..
Серпухов в XVI-XVII вв. был одним из крупнейших городов Московского царства. Численность города в 1552 г. составляла около 3 000 человек. Люди жили на посаде рядом с крепостью и в слободах. Среди слобод крупнейшими были кузнечная Кузмодемьянская слободка, государева Конюшенная слобода, а кроме них были слобода воинских людей — пищальников, слобода охотников на бобров, слобода, где жили служилые татары, Зелейная слобода, где делали порох и другие. Согласно Сотной грамоте князя Фуникова 1552 года, среди населения Серпухова были ремесленники, более всего из них было кожевенников. Серпухов был славен своей белоглиняной посудой, которую делали посадские гончары. В городе жило немало воинских людей: казаки из числа пограничных русских и татарских казачьих отрядов южных окраин Московии, а также дворяне с их челядью.
В XVI в. Серпухов становится крупнейшим центром Московии по производству железа. В многочисленных селах, деревнях и погостах в округе Серпухова крестьяне собирали болотную руду и плавили ее в печах, получая затем уклад (пруты железа), который шел на продажу во все концы царства.
В XVI в. в Серпухове не раз проводился смотр всего московского воинства, на котором присутствовали цари. На смотр служилые люди должны были прибыть во всеоружии. Один из таких смотров проходил в Серпухове в 1556 г. В «Десятне», составленной по его итогам, в списках служилых людей Московии, проживающих в Серпухове, значились представители известных русских дворянских родов: князья Борятинские, Писаревы, Булгаковы, Онучины, Минины, Патрикеевы и другие. Облик серпуховских детей боярских и их челяди передается в «Десятне» так: «Беклемиш Юрьев сын Соймонов. На коне, в панцире и в шлеме с копьем. Конь под ним простой. С ним два человека на конях, человек с луком. Ивашко Семенов сын Соймонов. О двух конях, а с ним человек с луком. Ивашко Михайлов сын Онучин. На коне в панцире и в шлеме, с копьем, с ним два коня простых, да три человека на конях, и два с рогатинами (с копьями), да два человека с луками».
В Серпухове в XVI в. постоянно проживали и немецкие мастера оружейного дела, обслуживающие парк огнестрельного оружия Московской армии. Историками изучены три надгробия с надписями на старонемецком языке XVI века, обнаруженные в серпуховском Владычном монастыре.
Древние Серпуховские монастыри Высоцкий и Владычный, что стояли за околицей города, были славны в XVI-XVII вв. своими святынями, оба были посвящены Пресвятой Богородице, покровительнице Русской земли. Особое почитание Приснодевы Марии в Серпухове сохраняется и поныне. Главная святыня города – Икона Неупиваемой чаши Богородицы.
В начале XVII в. в Серпухове было 8 каменных храмов, а Владычный монастырь имел еще и каменные стены, что подчёркивало урбанистические начала быстрорастущего русского города.
Мирная жизнь Серпухова прервалась с наступлением Смутного времени, периода русской истории, длившегося с 1598 по 1613 гг. Со смертью царевича Дмитрия и царя Федора Ивановича, не стало более наследников огромного имущества Московского царства. Прервалась жизнь потомков Ивана Грозного, на их власть и имущество стали претендовать многочисленные боярские роды, самозваные цари, иностранные короли. Смута усилилась с наступлением природного катаклизма, явления малого ледникового периода, длившегося с 1601 по 1604 гг. В эти годы летом шел снег и стояли морозы, что привело к неурожаю и всеобщему голоду в Московии. Смута внутренняя была усилена еще и международной интервенцией в Московию со стороны Крымской Орды, Польши и Швеции.
Адрес: ул. Калужская д.48 (Отдел истории, археологии и пикториальной фотографии)
Справки по телефону: 8 (4967) 763-360